+7 (985) 298-55-21

+7 (916) 589-56-87

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

История коллекций китайского фарфора насчитывает несколько сотен лет. Известно, что фарфоровые изделия в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать, существуют с 6-7 веков н.э. и примерного с этого же времени начинается история коллекционирования их лучших образцов. Этот бескрайний мир высочайших шедевров прикладного искусства на протяжении веков привлекал к себе людей образованных с тонким, развитым чувством прекрасного. Ведь фарфоровые изделия Китая чрезвычайно разнообразны по стилю, форме и цвету. Каждая династия формировала свой стиль, художественный язык, через который прочитывается мировоззренческая концепция данной эпохи.

 

Однако основополагающих направлений всего несколько: фарфор с бледно-зеленой глазурью (селадон), белый фарфор без росписи, традиционный бело-синий фарфор династии Мин, трехцветный фарфор (санкай), пятицветный фарфор династии Цинь. Также нередко говорят о цветных фарфоровых семействах: розовом, зеленом, голубом, желтом, черном и , как отдельное направление, можно выделить «кантонский» или экспортный фарфор.

Цинцы (сине-зеленый), названный в Европе «селадон», появился в Китае около 10 века (а по мнению некоторых исследователей, еще до начала нашей эры). Селадон — это протофарфор, покрытый особой глазурью из глины, смешанной с древесной золой и железом (2–5%). Цвет изделий варьируется от прозрачного голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого. Изделия из селадона обычно одноцветные, не считая мягких тоновых переливов глазури. Они могут быть украшены рельефным декором. Возникнув как имитация драгоценного нефрита, селадон к 10 веку приобрел собственную популярность, на которую почти не повлияло появление белого фарфора.

Цинь-бай (чистый-белый), изделия были очень востребованы как на внутреннем рынке, так и на экспорт, особенно в страны Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Цинь-бай иногда украшали зеленоватой или голубой глазурью, лепным декором или инкрустацией, в том числе из драгоценных металлов. Отдельную группу нерасписанного фарфора составляют изделия из городе Дэхуа. Фарфор этого типа отличался чистым цветом снятых сливок или слоновой кости. Поэты называли его «сверкающей жемчужиной фарфора». Благодаря высоким художественным качествам и тонкому мастерству изготовителей, этот фарфор издавна пользуется признанием у коллекционеров. Изделия белого фарфора имели в Китае и за рубежом огромную популярность, уступая лишь бело-синему фарфору с подглазурной росписью кобальтом.

Бело-синий фарфор — наиболее популярный вид китайского фарфора. Его производство началось в 12 веке, а во времена династии Мин (1368 — 1644 гг.) достигло пика совершенства. В 17 веке изделия с синей росписью по белому фону попали в Европу из Китая с торговыми кораблями Ост-Индской компании и, восхитив европейцев своей красотой, принесли продавцам баснословную прибыль. С тех пор это наиболее популярный, для коллекционирования, вид китайского фарфора. В каждом европейском дворце находится коллекция минских ваз. Они очень удачно вписались в стилистику «барокко», часто вазы обрамляли в бронзовую оправу, что «сближало» восточные и западные эстетические пристрастия.

Но настоящий прорыв в производстве фарфора свершился во времена длительного правления династии Цинь (1644 — 1911 гг.). Обогатилась цветовая гамма в росписи. Изделия этого периода называют пятицветным фарфором. Художники знаменитых мастерских, используя для подглазурной росписи различные красители, создавали изящные произведения искусства с узорами в виде цветов или драконов, пейзажами, изображениями богов или жанровых сцен. Сегодня изделия эпохи династии Цин, особенно произведенные во время правления императоров Каньси и Цяньлуна, наиболее востребованы на антикварном рынке.

«Цветовые» семейства фарфора получили свои названия у европейских коллекционеров в соответствии с цветом преобладающей в их гамме эмалевой краски. Для росписи этого фарфора использовались красители на основе железа, меди и марганца. Наибольшее распространение в Европе и Северной Америке имеют изделия розового семейства, которые в свое время пользовались бешеной популярностью и в огромном количестве экспортировались из Китая. Фарфор желтого, голубого, зеленого и черного семейств менее распространен за границами Китая, но имеет тем большую коллекционную значимость и нередко становится гордостью музейных собраний.

Частные коллекции начинаются, зачастую, спонтанно, от случайно приобретенной на развале фарфоровой вазочки или статуэтки, или от доставшегося по наследству по наследству предмета. Но, увлекшись, коллекционер начинает глубоко интересоваться предметом своего увлечения и вырастает, со временем, в специалиста с глубоким знанием предмета.

Большую помощь в изучении предмета, конечно же, оказывают музеи. В России наиболее интересные коллекции находятся в Эрмитаже (г. Санкт-Петербург), Государственном музее востока (г. Москва).