+7 (985) 298-55-21

+7 (916) 589-56-87

0
Корзина
 x 
Корзина пуста

…он «белоснежен, как яшма, чист, как зеркало, тонок, как бумага и издает высокий, чистый звук»

Фарфор изобрели китайцы. Для англоязычного населения земли фарфор и Китай — близнецы братья. Китай по-английски — China — Чайна и фарфор называют так же...

Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.

 

Несколько сотен лет вокруг фарфора в Европе закручивались интриги и кипели страсти, сравнимые с поиском «философского камня». Неудивительно, что разгадать «китайский секрет» удалось человеку безусловно талантливому, но с несколько авантюрным складом ума. Произошло это в 1693 г. и звали его Иоганн Фридриха Бетгер... Фридрих Бетгер обладал репутацией искусного фальшивомонетчика, за что и был заключен в тюрьму Курфюрстом Саксонии Августом. Сидя в тюрьме в Альбрехтсбурге в Майнсе, Бетгер снова получил предложение заняться изготовлением денег, однако, на этот раз это были не настоящие деньги. Чирнхаус, ученый работавший над раскрытием «китайского секрета», смог убедить короля в том, что настоящие деньги — это фарфор, и король, поддавшись настоятельным просьбам ученого, сделал Бетгера научным консультантом Чирнхауса. В 1708 году Бетгер добился первого успеха — из печи вышел его «красный фарфор», а спустя год он получил уже настоящий фарфор — первый европейский фарфор, мировая история которого уже насчитывала 1000 лет.

Более тысячи лет назад в Китае пили из нефритовых чашек. Они были очень дороги. После долгих лет поисков и многих неудач китайские гончары сделали материал, который превзошел нефрит своими качествами, оказался доступнее и легче в обработке. Это был фарфор. Еще долго его называли «подражание нефриту». «Китайский секрет», во многом, был секретом сырья. В провинции Цзянси оказались огромные запасы «фарфорового камня» — горной породы, состоящей из кваоца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикетированного порошка «фарфорового камня» и каолина, придававшего изделию белизну. Массу «вылеживали» не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность.

Одними из самых ранних, сохранившихся до наших дней, свидетельств производства фарфора, являются находки черепков посуды при раскопках города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение китайского фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.

Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленнейшая торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой.

Первыми известными изделиями из китайского фарфора были стройные вытянутые сосуды с полированной поверхностью, голубые и особенно ценные бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название селадон. Эти изделия относятся к эпохам Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века). Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей росписью, которая часто сочеталась надглазурной росписью (доуцай). Именно фарфор этого периода (в основном бело-голубой), производившийся в больших количествах, попал в Западную Европу, где сразу же привлек европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора.

В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки «Яобянь», который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

Известен синий фарфор Цинцы, изготовленный в фарфоровой печи «Лунциняо» в провинции Чжэцзян . О нем говорили, что его синева подобна нефриту, чистота — зеркалу, а звук, который он издает при прикосновении, подобен звучанию Цина. Это древний ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой пластины, сделанной из нефрита, камня или меди. Изделия из синего фарфора со времен сунской династии широко покупались в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, сегодня в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора Лунцюань времен династии Сун, Юань, Мин и других.

В XIII-XIV столетиях производство фарфора в Китае достигло своего расцвета, и фарфор начал широко распространятся по всему миру, благодаря христианским монахам, которые завезли китайский фарфор в Европу. В XVI столетии в Европе продавался только китайский фарфор, который везли через весь континент, называя его “chinaware” и ценя его на вес золота. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы на золотой цепочке. Постепенно вместо термина “chinaware” (китайские изделия) европейцы начали использовать термин “porcelain” от “porcellana” — так назывался моллюск, имевший прозрачную, отливающую перламутром раковину. Эти два названия сохранились и до наших дней.

Производство фарфора в Китае всегда имело два направления — экспортное, являвшаяся крупной статьей дохода государства и внутреннее, для нужд императорского двора и знати. Эти направления существенно отличались друг от друга и по форме и по декорированию. Например, по заказу императора ежегодно изготавливалось 31000 блюд, 16000 тарелок с драконами, 18000 чашек. А для Европы требовались роскошные вазы, парадные блюда и сервизы, которыми не столько пользовались, сколько выставляли на показ как диковинные драгоценности, поднимающие статус их владельца.Особенно известны, и многие сохранились до наших дней, изделия, изготовленные в период правления императоров Канси (1662-1722) и его внука — императора Цяньлуня (1711-1799), отличавшиеся особенно пышным, полихромным декором и получившие названия зеленого семейства, розового семейства, а также желтого семейства.

Этот фарфор стал экспортироваться в конце 17 — начале 18 века в Западную Европу. В этих изделиях, названных по преобладанию соответствующего тона, привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад, тематика росписи начала расширяться — на изделиях появились сюжеты, заимствованные с Запада. Что требовала Европа? В первую очередь — дворцовые наборы, большие настенные блюда. Все эти парадные предметы делались специально для Европы с мотивами национальной экзотики. Также изготовлялись предметы, которые использовались только в Европе. В подражание серебряному кофейнику были создан необычные фарфоровые кофейники, бритвенные тазики, наподобие европейского медного бритвенного таза. Изготовляли подсвечники, часы, канделябры и наборы для сервировки европейского стола: тарелочки для нарезания сыра, сахарницы. Декоративная роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Основными мотивами росписи были разнообразные цветы (пионы, хризантемы, традиционный лотос), ветки сосен, птицы и звери, драконы. Увлечение востоком было столь велико, что «китайская комната» или «китайский павильон» (Дворец Екатерины II в Ораниенбауме) были практически в каждом дворце Европы, России и Ближнего Востока. А иметь хотя бы пару фарфоровых ваз , считалось проявлением хорошего вкуса и было показателем достатка хозяев дома.

Фэн шуй в интерьере

В Китае "... мы застаем необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей.

В традиционном китайском интерьере, выстроенном по законам фэн шуй, вазы и блюда являлись обязательным элементом организации пространства. Семантически, наличие вазы в комнате, это пожелание «полной чаши». Если следовать правилам фэн шуй при выборе фарфора для жилища, то очень важно обращать внимание на цвет предметов. Желтый ассоциируют с почвой, красный — с огнем, зеленый — с деревом, белый — с металлом, черный — с водой. Но цвет это только основа, которая служит фоном для росписи, и здесь следует обращать внимание на символы, зашифрованные в рисунках. Например, ваза с изображением цветка или плода граната означает пожелание многочисленного мужского потомства, сосна — долголетия, рыбы- успеха в карьере и материальное благополучие и т.д. Что касается расположения ваз в комнате, то в этом нет каких-либо строгих правил. Большие, парные вазы выставляют симметрично на отдельных подставках или комодах, небольшие предметы группируются на этажерках и в нишах. Нужно заметить, что в правилах фэн шуй интерьер должен отличатся лаконизмом и сдержанностью и перегруженность предметами никогда не приветствуется.

Современный рынок фарфора

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков «длительности», а искусство — эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами...

Этим во многом объясняется та «путаница» в атрибуции предметов, с которыми постоянно сталкиваются эксперты во всем мире. Дело в том, что китайцы с древнейших времен известны своей любовью к копированию старинных образцов фарфора. Китайские авторы, например, могут ставить клеймо «сделано в период правления великого императора Канси», а предмет делался на 100 лет позднее, но в точном соответствии со всеми технологическими и стилистическими особенностями этой эпохи. А по прошествии еще 150 лет определить возраст вазы очень сложно. Помочь в этом могут только очень опытные эксперты, имеющие большой опыт работы с подлинными вещами, работающие в музее и галереях, специализирующиеся на культуре Китая. Абсолютную гарантию подлинности предмета дают археологи, когда артефакт извлекается из раскопок на соответствующем культурном слое, но это относится, в основном, к предметам из бронзы, т.к. фарфор в раскопках встречается в виде черепков, которые, кстати, с успехом продают китайские антиквары.

Очень редко на рынке можно встретить подлинные предметы старше 17-18веков. В большинстве своем они сохранились в Европе, где старинный китайский фарфор всегда считался предметом роскоши и редко использовался утилитарно. Как курьезный, отмечают специалисты тот факт, что больше всего сохранилось сервизов из самого хрупкого и тонкого фарфора «яичная скорлупа». Ими просто боялись пользоваться, и они благополучно прожили столетия в буфетах и горках.

Сейчас наблюдается новый всплеск интереса к китайскому фарфору. Как показывает статистика, цены на китайский фарфор повышаются в среднем на 12% в год. Для сравнения на бриллианты растут на 10%, а старинная живопись дорожает на 9%.

Крупнейшие аукционные дома « Сотбис» и «Кристи» проводят отдельные аукционы по Китайскому и японскому искусству. Например, в прошлом году была продана китайская ваза 14-го века более чем за 10 млн. долларов на аукционе «Кристи». В среднем же, анализируя результаты торгов, стартовая цена на фарфоровую вазу 19 в. устанавливается от 12-15 тыс. долларов. Предметы же 15-17 веков стоят на несколько порядков дороже. Вот результаты восточных торгов «Кристи» прошедшие в конце марта в Нью-Йорке: ваза, подписанная «Цяньлун», «розового семейства», XIX века, фарфоровая, покрытая глазурью, и, по-видимому, изготовленная на экспорт, судя по изображению европейских детей на весенних лугах, была продана за $16 тыс. (эстимейт составлял $9 000 — $12 000).

А самым дорогим лотом прошедшего аукциона, стала изящная нефритовая чаша с деревянной резной базой, относящаяся к XVIII веку, которая при эстимейте в $8 000 — $12 000 была продана за $265 600. Цены вполне сопоставимы позициями, занимаемыми русским и европейским фарфором на антикварном рынке.

Не меньшей популярностью пользуются и предметы из фарфора, выполненные во второй половине 20-го века. В Китае сегодня существует несколько мастерских, где производят копии с оригиналов, хранящихся в музеях Императорского фарфора. Преемственность традиций в технологии производства, высочайший уровень росписи, позволяют с уверенностью ставить эти работы в общий ряд с предметами, изготавливавшимися в прошлые эпохи. Цены, при этом существенно ниже, чем у старинных образцов. Для покупателей, которым важен не возраст артефакта, а его эстетика, с удовольствием приобретают именно копии.

Современный рынок китайского фарфора столь велик и разнообразен, что мы сразу определим рамки наших интересов. Речь пойдет только о предметах антиквариата и о современных, высокохудожественных вещах, выполненных в старых традициях и в точном повторе технологических приемов и материалов.